Должностная инструкция специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автомеханика)
Скачать должностную инструкциюспециалиста по автотехнической экспертизе (.doc, 90КБ)
I. Общие положения
- На должность:
- специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник I категории» с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее 5 лет;
- специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник II категории» с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трассологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее 3 лет;
- специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) — лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), дополнительную подготовку по программе «Эксперт-автотехник III категории» с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трассологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее 1 года.
- Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) должен знать:
- 2.1. Нормативные, методические и другие материалы, касающиеся автотехнической экспертизы.
- 2.2. Формы и методы проведения автотехнической экспертизы.
- 2.3. Организацию проведения работ по установлению стоимости объектов автотехнической экспертизы.
- 2.4. Порядок установления конкурентообразующих факторов использования объектов автотехнической экспертизы.
- 2.5. Таможенные правила.
- 2.6. Порядок заключения договоров купли-продажи объектов автотехнической экспертизы и регистрации переуступки прав собственности.
- 2.7. Международные договоры и соглашения, регулирующие правовые вопросы, связанные с объектами автотехнической экспертизы.
- 2.8. Конструкцию узлов и агрегатов автотехнических средств, принципы их работы, возможные повреждения и причины их возникновения.
- 2.9. Особенности конструкций современных зарубежных транспортных средств и их дополнительного оборудования.
- 2.10. Основы управляемости и устойчивости автомобилей.
- 2.11. Особенности системы «Автомобиль-водитель-дорога — среда движения» в зависимости от оснащенности автотехнических средств.
- 2.12. Правила дорожного движения Российской Федерации.
- 2.13. Систему управления транспортными потоками.
- 2.14. Методы проведения расчетов, связанных с моделированием дорожных ситуаций, установлением длины тормозного и остановочного путей.
- 2.15. Формы и методы оценки транспортных средств.
- 2.16. Основы экономики и бухгалтерского учета.
- 2.17. Этику делового общения.
- 2.18. Правила проведения переговоров с клиентами.
- 2.19. Правила и нормы по охране труда.
- Назначение на должность специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.
II. Должностные обязанности
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник):
- Осуществляет проведение автотехнической экспертизы, используя фактические данные о техническом состоянии транспортных средств, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке и действиях участников движения, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия.
- В процессе осуществления экспертизы проводит исследование технического состояния транспортных средств с целью установления фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов, систем и дополнительного оборудования и выясняет причины, их вызвавшие, — дорожно-транспортное происшествие или посторонние внешние воздействия (попадание различных предметов, атмосферные явления и т.п.).
- Определяет сложность и характер изменений (повреждений) транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ.
- Обосновывает необходимость применения специального контрольно-диагностического оборудования и приборной базы для восстановления...
- Устанавливает причины и время возникновения повреждений и технических неисправностей транспортных средств.
- Анализирует возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, возгорания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия.
- Исследует обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы), в целях определения скорости и направления движения транспортного средства, тормозного остановочного пути, направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в различные моменты дорожно-транспортного происшествия.
- Определяет время преодоления транспортными средствами определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения, требующей принятия экстренных мер по предотвращению происшествия.
- Проводит необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской Федерации, предотвратить дорожно-транспортное происшествие).
- Устанавливает возможности водителя совершить необходимые действия для избежания или предотвращения случившегося путем снижения скорости движения в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения, причинную связь между действиями либо бездействием водителя по управлению транспортным средством и последствиями дорожно-транспортного происшествия.
- На основе использования технических данных и учета объективных закономерностей проводит исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению.
- Определяет техническую возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным, полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов.
- Обеспечивает научную обоснованность, полноту и доказательность проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств (автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов).
- На основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводит исследования и дает рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии.
- Выполняет работу по установлению предмета и цели проведения экспертизы, принадлежности прав собственника на объекты автотехнической экспертизы.
- Анализирует информацию об объекте автотехнической экспертизы для проведения правовой экспертизы.
- Обосновывает формы и методы автотехнической экспертизы.
- Осуществляет деловые контакты, ведет переговоры с клиентами, в соответствии с установленным порядком оформляет заключаемые договоры, контролирует их выполнение.
- Консультирует клиентов по действующим правилам и требованиям нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов, касающихся проведения автотехнической экспертизы.
- Обеспечивает соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также правильность оформления документов, необходимых при осуществлении автотехнической экспертизы, составляет экспертное заключение, акты и установленную отчетность о проведенной работе.
- Соблюдает требования по обеспечению конфиденциальности информации, используемой в процессе экспертизы.
III. Права
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) имеет право:
- Требовать от клиентов обеспечения условий, необходимых для проведения автотехнической экспертизы.
- Получать от клиентов разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления автотехнической экспертизы.
- Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для автотехнической экспертизы.
- Привлекать по мере необходимости и с согласия руководителя организации к участию в проведении автотехнической экспертизы на договорной основе иных экспертов-автотехников или специалистов иного уровня.
- Использовать в полном объеме свои процессуальные права.
- Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности в организации, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
- Участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей.
- Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и реализации предоставленных прав.
IV. Ответственность
Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.