Кадрам разрешают все
Одна из главных проблем рынка трудовых резервов в любой более-менее развитой стране заключается в том, что наблюдается изобилие свободных вакансий — с одной стороны, и регулярный наплыв заявлений соискателей — с другой. Так получилось, что какого-то естественного регулятора для этих процессов нет и быть не может. Вот почему сотрудники кадровых служб в больших компаниях так ревностно относятся к наличию-отсутствию общепринятых канонов составления резюме. В некоторых случаях отбраковка «чистых» от «нечистых» происходит именно по этим показателям. Следовательно, первейшая задача для любого соискателя места в приличной фирме — привести свои личные показатели в соответствие с признанными канонами документа.
Итак, сегодняшние принципы грамотного (или, как это еще называют на Западе, «побеждающего») резюме — точность, достойность и информативность. Как этого достичь?
Еще до составления черновика резюме вы должны обратить внимание на то, чтобы все ваши положительные качества, отражаемые в документе, непременно бросились в глаза. Сегодня все говорит о том, что работодатель (или — его полномочный представитель) изучает «рядовое» резюме не более минуты-другой. Мораль: опыт, ключевые способности, ученые звания и степени — вперед.
Не следует пренебрегать оформлением. Обычно советы экспертов по трудоустройству содержат предостережение — дескать, всякие украшения резюме идут вам во вред. Но это не значит, что вы должны избегать гармонично (и даже изящно) оформленных предложений, ровных по наполнению абзацев; кроме того, любой важный документ лучше смотрится при наличии уместных пробелов в тексте.
Далее. Известно, что оптимальный объем всякого кадрового документа — 1 (одна) стандартная страница. Исключение лучше не делать даже для особых видов работы — все тонкости профессии прекрасно излагаются в сопроводительном письме. Помимо этого, работодателя не интересует весь ваш богатый трудовой путь, но — конкретный опыт за последние пять-шесть лет. Причем последний показатель уменьшается, если вы претендуете на место в компании, работающей в сфере высоких технологий — здесь знания устаревают как нигде.
Еще. Подготавливая резюме, не упускайте из виду, что нанимателя интересует конкретный работник, а не специалист вообще. Так что если вы ощущаете в себе силы претендовать сразу на несколько должностей — отправляйте несколько резюме. Адекватным образом отнеситесь к доказательной базе резюме. Ни в коем случае нельзя голословно заявлять о собственных знаниях и умениях. Каждый тезис следует подтверждать определенным дипломом (сертификатом) и/или подтвержденным опытом работы.
Эта же характеристика целиком и полностью относится к точности резюме. Не стесняйтесь и не ленитесь дать нанимателю набор цифр — разумеется, в разумных пределах — который доказывает, что именно ваш вклад в общее дело способствовал успехам вашего предыдущего работодателя.
Точность — очень часто синоним простоты применительно к кадровым документам. Стало быть, вам нужно сосредоточиться на выведении за рамки резюме разнообразных графиков, таблиц и проч. Все это затрудняет восприятие содержания резюме; это же относится и к малоизвестным аббревиатурам. Вообще, не стоит сокращать все и вся: если вы — обладатель ученого звания, какой-то квалификации, пишите это по возможности полностью, без умолчаний. Корректность в обращении с технологическими терминами скажется в вашу пользу еще и потому, что первый читатель вашего резюме — рядовой кадровик, а он может и не быть посвященным в таинства цифр и терминов.
Избегайте лишних сведений частного характера, как то: состав семьи, здоровье, малозначимые привычки. Все это работодатель с легкостью может узнать при собеседовании. (Собственно говоря, для этого и служит процесс интервью.)
Наконец, всякое современное резюме должно по своему определению быть энергичным, наступательным. Тень сомнения в собственных силах — и вас обойдут конкуренты. Энергичность всецело относится и к формированию сведений о себе. Так, в резюме не стоит включать, и тем более прилагать к нему, рекомендации. Если последние потребуются — вас непременно известят.