Энциклопедия
по трудоустройству

Как составлять и обновлять своё резюме

Чтобы добиться личной встречи с работодателем, нужно составить и отослать ему резюме, которое призвано выделить вас в общем потоке, создать о вас максимально благоприятное впечатление. Задачи здесь по сути те же, что и в рекламе, — привлечь внимание «потребителя» несомненными достоинствами «товара», упрятав подальше недостатки.

Резюме — это ваша краткая профессиональная самоаттестация: образование, специальность и квалификация, профессиональный опыт.

Давайте посмотрим, о чем именно и в какой последовательности следует писать в резюме.

  1. Заголовок.
  2. Фамилия, имя, отчество.
  3. Общая информация. Адрес, телефон, E-mail (если есть). Дату рождения можете указать, если считаете возраст своим преимуществом. Здесь же можно сообщить и о семейном положении.
  4. Цель. Интересующая вас вакансия — должность, на которую вы претендуете. Важный момент: никогда не указывайте сразу несколько устраивающих вас вариантов — особенно, если они не из смежных областей. Для каждой интересующей вас должности составьте отдельное резюме! Если вы посылаете резюме в ответ на конкретное объявление, то надо указывать только ту вакансию, которая в нем была заявлена. Если вы занимаетесь прямой «массовой» рассылкой резюме потенциальным работодателям, попробуйте писать не конкретную должность, а свою специальность.
  5. Образование. Сначала — основное образование по той специальности, которая позволяет вам претендовать на должность, указанную в разделе «цель». Назовите учебное заведение, которое вы окончили, годы учебы и присвоенную квалификацию (ту, что записана у вас в дипломе). Если у вас диплом с отличием — не стесняйтесь это отметить. Если вы проходили практику или стажировку за рубежом — непременно упомяните и об этом. До сих пор не потеряла своей ценности в глазах работодателя ученая степень. А уж если тема вашей диссертации перекликается с областью деятельности фирмы, куда вы устраиваетесь, — не вспомнить о ней просто грех.

    Дополнительное образование (повышение квалификации, курсы, тренинги и т.п.) имеет смысл указывать только в том случае, если оно соответствует цели. В противном случае вы только перегрузите текст ненужными сведениями. О чем скажет работодателю тот факт, что вы, претендуя на должность референта, пишете, что у вас есть диплом массажиста? Скорее всего, он сочтет вас человеком, плохо умеющим подбирать и систематизировать необходимую информацию, — а для референта это большой минус.

    Важный момент: компьютерные и языковые курсы. Конечно, хорошо, что вы умеете работать на компьютере и говорите по-английски (или по-китайски — кому что нравится). Но! Если вы просто напишете в резюме, что три года назад окончили двухнедельные компьютерные курсы или трехмесячные языковые— это не произведет на работодателя никакого впечатления, потому что нельзя освоить ни компьютер за две недели, ни язык — за три месяца. Лучше в разделе «дополнительные сведения» в конце резюме указать степень знакомства с компьютером, перечислив конкретные программы, с которыми вам приходилось работать, а также ваш уровень владения иностранным языком.
  6. Опыт работы. Вот мы и подошли к самому главному. Описывать этот опыт принято в обратном хронологическом порядке (последнее место работы — в самый перёд!). Каждую строку в этом разделе начинаем с указания периода работы и названия предприятия (стоит обозначить сферу деятельности фирмы, если она не очевидна из названия), затем следуют должность, описание обязанностей, которые приходилось выполнять, и ваши достижения.

    Не совершайте типичной ошибки многих составителей резюме: раздел «опыт работы» ни в коем случае не должен быть «выпиской из трудовой книжки». Важный момент: работодателя интересуют ваши конкретные навыки и результаты вашей деятельности, а не перечисление названий предприятий и должностей. Кстати, о перечислениях. Если вы умудрились сменить 20 мест работы за небольшой промежуток времени, не стоит оглашать весь список, устраиваясь на 21-е. Остановитесь на самых важных пунктах этого списка, «подходящих к случаю», а остальные постарайтесь обобщить. Допустим, вам как-то довелось пребывать на должности коммерческого директора в течение месяца — этот факт биографии можно смело опустить. А вот опыт работы начальником отдела, пусть и в нескольких фирмах, но на протяжении двух-трех лет, можно отразить в одной строке:

    с 03.97 по 11.99 — начальник отдела продаж, обязанности такие-то, результаты великолепные.

    Подробно следует описывать только места работы за последние 5-7 лет, упоминания об отдаленном во времени опыте должны быть краткими.
  7. Дополнительные сведения

Этот раздел посвятите сведениям, которые тоже наверняка заинтересуют работодателя. Например, уместно будет упомянуть здесь ваши личные качества, особенно ценные для выполнения работы, на которую вы претендуете. Укажите, что вы готовы к ненормированному рабочему дню, к командировкам, что у вас есть деловые связи в сфере деятельности фирмы. Если ваше хобби как-то связано с новой работой — можно отразить и этот факт. Например, нередко бывает, что молодые люди, увлеченные аудио — и видеотехникой становятся отличными менеджерами. Им удается, продавая технику класса Hi-Fi, совмещать приятное с полезным. Общаться с такими менеджерами — одно удовольствие для клиента, потому что разбираются они в технике не хуже производителя.

Как было отмечено выше, в этом разделе стоит также указать степень владения компьютером и иностранным языком.

Можно сказать, что сегодня мы с вами составили подробный план резюме. Но это еще не всё. Впереди — все самое интересное: маленькие хитрости, которые пригодятся тем, кто имеет всякие «отягчающие обстоятельства» вроде возраста или маленьких детей. А еще — незыблемые правила оформления резюме и «разбор полетов».

Резюме... Итак, наш разговор о том, как, устраиваясь на работу, не навредить себе: то есть какую информацию включать в резюме, что акцентировать, а о чем вообще умолчать.

Форма, конечно, не главное, но...

Желательно уместить всё на одном листе. Если вы специалист с большим опытом, постарайтесь обойтись двумя страницами, не более.

Сверху оставьте немного свободного места, чтобы на вашем резюме можно было сделать пометки. Как хорошо, например, будет, если менеджер по персоналу представит ваше резюме директору, проставив на нем большой плюс ярким маркером!

Обязательно выделите заголовки разделов.

Места, где вы проходили обучение и трудились, пронумеруйте и тоже выделите — можно жирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием. Но следите, чтобы оформление не испортило общего вида резюме, которое должно быть выдержано в едином стиле. Украшательством заниматься не надо — ведь вы составляете сугубо деловой документ. Резюме должно быть отпечатано так, чтобы его удобно было читать.

Когда вы посылаете резюме в российскую компанию, пусть даже на высокую должность, не надо писать его на английском (если только вас об этом не попросили специально). В инофирму можно отослать резюме на иностранном языке или подготовить два варианта — на русском и на иностранном (при этом учтите, что в одном тексте такое совмещение двух языков смотрится плохо).

Не рекомендуется помещать на резюме свое фото — прохождение документа через факсимильный аппарат вашу внешность, мягко говоря, изменит.

Язык мой — друг мой.

Описывая опыт работы, используйте активные глаголы: управлять, руководить, курировать, организовывать, оценивать, анализировать, регистрировать, консультировать, планировать, проектировать и т. д. Желательно употреблять их в форме совершенного вида. Работодателю должно быть ясно, что вы оценили, проанализировали и спроектировали всё блестяще и положительные результаты — налицо.

Избегайте непонятных сокращений и длинных фраз — ничего, кроме раздражения, они не вызывают.

www.rabota.ru