Когда ищешь работу, очень важно уметь грамотно ждать
Летом 2002 г. Скотт Бостон покинул пост директора по обучению персонала корпорации BellSouth и приступил к поискам новой работы. Почти сразу корпорация McKesson, специализирующаяся на торговле фармацевтической продукцией, предложила ему работу, мало отличавшуюся от прежней. Первое интервью прошло удачно, и потом его пригласили на второе. .. и на третье. ..
В общей сложности за два месяца он побывал на шести интервью с 12 руководящими сотрудниками корпорации, потенциальными коллегами и подчиненными.
«В первый же раз, как только я оказался в этой корпорации, — вспоминает Бостон, — я понял, что хочу здесь остаться». С каждым новым интервью его желание работать в BellSouth росло и крепло. «Я общался с людьми, разговаривал с ними об их работе, и во мне все больше укреплялось ощущение, что это — мое», — говорит он. В конце концов McKesson сделала Скотту Бостону официальное предложение, и совсем недавно исполнился год, как он работает там на должности вице-президента по организационной работе.
Однако на каждого сколь заинтересованного, столь и терпеливого соискателя, каким оказался Бостон, приходится несколько столь же заинтересованных, но не столь терпеливых. Их нетерпение приводит к тому, что предложения занять интересующую их должность они не получают.
Сегодня компании тратят гораздо больше времени на то, чтобы подобрать достойного кандидата, чем несколько лет назад. Причем чем выше находится вакантное место в корпоративной иерархии, тем дольше приходится ждать. По данным консалтинговой компании DBM, которая входит в состав корпорации Thomson, среднестатистическому соискателю на должность в одной отдельно взятой компании приходится проходить от пяти до семи интервью.
Отсюда — вопрос: как сохранить самообладание и заинтересованность на всем протяжении серии интервью, перемежающихся долгими неделями полной неопределенности. «В течение этого периода соискатель просто не в состоянии влиять на многие факторы, — говорит Шила Бэйзил, старший вице-президент консалтинговой компании Lee Hecht Harrison, — а потому следует сосредоточиться на тех моментах, на которые вы можете повлиять».
Совет 1: заставьте время работать на себя. Смысл многочисленных интервью для работодателя — поближе познакомиться с кандидатом, получить представление о его стиле работы и убедиться, что он вольется в коллектив с минимальными трудностями. Однако вместе с тем, считает консультант DBM Лесли Бонагура, сам кандидат тоже может почерпнуть из этих встреч массу полезного.
«Если соискатель задает больше вопросов о самих собеседниках и о компании, — рассказывает Конрад Прузак, президент хедхантинговой компании Ethos Consulting, — то еще до его приема на работу уже начинают устанавливаться определенные связи». Скотт Бостон полностью согласен с этим утверждением. «С самого начала работы я был уже в состоянии задействовать людей, поскольку познакомился с ними в ходе интервью, — рассказывает он. — Я знал, что они знают меня и знают, чего я от них хочу».
Прошлым летом Сэнди Тронье побывала на 43 интервью в 17 компаниях. В результате от семи из них она получила предложения места и остановила свой выбор на Document Technology. «Теперь я прекрасно представляю себе наших конкурентов, что сильно помогает мне в нынешней работе», — говорит она.
Совет 2: поддерживать контакт, но не переусердствовать. «Несомненно, общение с представителями компании в периодах между интервью имеет огромное значение, — считает Стив Мейдер, сотрудник бостонского кадрового агентства Christian & Timbers. — Однако инициативу должен проявлять сам соискатель». В этой ситуации сложность состоит в том, чтобы напоминать о себе компании, не становясь назойливым.
Специалисты предлагают заканчивать каждую встречу и каждый телефонный разговор вопросом «что дальше? ». Что еще потребуется компании от соискателя? От кого и когда ждать звонка или письма и с кем связываться, если этого звонка не последует.
Совет 3: научиться использовать это время максимально эффективно. «Это все равно как если бы партнеры в танце двигались в разном ритме, — считает Ли Энн Хоуард, руководитель рекрутингового агентства из Кливленда Howard & O Brien. — У соискателя и компании разные приоритеты.
Конрад Прузак предлагает тратить свободное время на поиски других вариантов. «Если ничего не получится с компанией, от которой кандидат ждет ответа, ему не придется начинать все с нуля в другой компании, — говорит он. — С другой стороны, появление нового предложения может ускорить процесс принятия решения в „первой“ компании».
Если же соискатель не настроен искать другие варианты, специалисты настоятельно рекомендуют ему просто отвлечься, но ни в коем случае не досаждать потенциальным работодателям. «Я знала, что могу не выдержать ожидания и проявить чрезмерную настойчивость, — рассказывает Сэнди Тронье. — Тогда, чтобы не звонить, я садилась на велосипед и ехала через весь Манхэттен — туда и обратно. Домой я возвращалась настолько усталая, что мне было уже не до звонков».
Конечно, вынужденное ожидание создает огромное психологическое напряжение — счета растут, а уверенность в себе стремительно снижается.
«Тем не менее, — предупреждает Прузак, — если представить себе, каковы ставки в этой игре, то четыре-пять месяцев — совсем немного, чтобы соискатель и компания получше узнали друг друга».