Ищем добросовестного работодателя
Честный труд для многих является непременным условием счастья. Те, кто впервые ищет работу, часто со всех ног бегут устраивать свою карьеру, лишь только прочтут попавшееся на глаза объявление: «Фирма приглашает...» Но далеко не каждого работодателя можно назвать благодетелем, да и время сейчас трудное. Безработными становятся не только люди, но и заводы, корпорации, а то и целые отрасли. Так что кроме надежной профессии человек должен выбрать и надежную компанию.
Выпускники образовательных учреждений не всегда представляют, где и как они будут трудиться. В их головах возникают образы справедливых работодателей, которые за добросовестную службу будут вовремя выплачивать им достойную зарплату. Однако такая идиллическая картина бывает далеко не всегда. Некоторые фирмы сообщают об имеющихся у них вакансиях, предполагающих такой оклад, что дух захватывает. Но это лишь красивая реклама. Стоит человеку устроиться на подобное место, как выясняется, что обещанные деньги — фикция, люди работают без договора, в любую минуту можно вылететь! Вот и получается, что трудоустройство, тем более первое, — занятие рискованное. Поэтому подходить с кондачка к такому важному делу по меньшей мере несерьезно. И сегодня мы поговорим о нравственности, морали и этике в бизнесе.
Нравственность отражает одобряемые в социуме принципы общения людей между собой. Ее можно называть моралью, а человека (в том числе работодателя), который живет не считаясь с мнением и интересами других (в том числе своих сотрудников), называют аморальным. Разве совершалось бы столько экономических преступлений, если бы все руководители организаций были высоконравственными людьми? Потери от нарушения норм морали огромны. Взятки, воровство, мошенничество, коррупция, уклонение от налогов, занятость без заключения договоров. Минимум, что вы потеряете при встрече с таким недобросовестным человеком, — время на трудоустройство и ожидание первой зарплаты. А можно лишиться и большего. Все зависит от виртуозности игры с работником работодателя, придумывающего разные причины задержки денег. Наивные сотрудники, особенно женщины, верят и даже жалеют руководителя, который якобы попал в трудное положение. Кроме того, среди фирм немало «бабочек-однодневок». Сегодня они завлекают людей в шикарный офис, сулят блага до небес, а потом вдруг их руководители бесследно исчезают, оставляя работников при своих интересах, да еще наедине со следователями из уголовного розыска.
В России за последние годы число экономических преступлений и афер не снижается. По официальным данным, около 15% населения так или иначе связано с криминальным миром, оценка доли теневой экономики колеблется в пределах 30–35%. Главная причина роста преступности кроется в повсеместном падении нравственности. Значительная часть работодателей оказалась неспособной разумно использовать экономическую свободу, предоставленную демократическим государством.
Несоблюдение норм морали связано и с тем, что во главу угла развития организации ставится экономическая составляющая, подразумевающая гонку за обогащением, конкуренцию. Когда смотришь современные боевики, часто приходит мысль, что мы возвращаемся во времена дикого Запада, в начало XX века. Так, в кинофильме «Деловые люди» по новеллам американского писателя О’Генри, двое героев, участвовавших в ограблении поезда, уходят от погони с большой суммой денег. Но у них остается на двоих только одна лошадь. «Боливару не снести двоих», — говорит один их них и... убивает своего подельника.
Это мораль преступного мира, но мало ли похожих случаев есть в нашей сегодняшней жизни? Уже не кажется удивительным, что люди по-разному рассуждают о поступках. Допустим, речь заходит о совести. «Похвально, если она есть», — говорят одни. «Но карьеру, да и деньги тоже проще делать без нее», — замечают другие.
Добросовестные работодатели не могли остаться в стороне от подобных явлений. Они отмежевываются от людей, идущих в делах напролом, пренебрегающих моралью и нравственностью. В практику бизнеса стали вводить принципы этики. Заглянем в «Социальную хартию российского бизнеса», провозглашенную на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) в ноябре 2004 года. В разделе «Взаимоотношения с работниками» провозглашено: «Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам. Мы признаем наемных работников важнейшим активом компании. Мы содействуем раскрытию профессиональных и личных способностей и расширяем возможности наших работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду».
Разрабатывают и этические кодексы руководителей, предпринимателей, менеджеров. Они имеют общую направленность. Так, основной постулат клятвы Гиппократа «Не навреди» безусловно касается не только работников здравоохранения, но и всех руководителей.
Для предотвращения потенциально опасных технических и экономических решений специалисты стремятся перевести этические проблемы в правовые рамки, то есть разработать процедуры действий в тех или иных рискованных ситуациях. Однако ясно, что все предусмотреть невозможно. Проблема моральной ответственности будет существовать в любом виде деятельности. В данном случае решающее значение имеют система ценностей человека, убеждения, а в конечном счете — его совесть.
Осознание роли этики в экономической деятельности привело руководство многих промышленных и торговых фирм к разработке норм социально-трудовых отношений. Для этого в фирмах действуют локальные правовые акты: положения о заработной плате, об охране труда, коллективные договоры, тарифные соглашения и др. Именно на таких организациях при поиске работы следует останавливать свой выбор.
Личные дела и моральные установки работодателя не должны противоречить целям и ценностям компании, которой он служит. Такое понимание честности в бизнесе поможет не скомпрометировать ни фирму, ни его самого. Пример того, как это делается за рубежом, этические принципы ведения бизнеса в американской компании IВМ:
- не вводите в заблуждение никого, с кем имеете дело;
- относитесь одинаково ко всем покупателям и продавцам;
- не вступайте во взаимно обязывающие сделки;
- не унижайте конкурентов;
- не раскрывайте предварительно необъявленные предложения фирмы;
- не используйте конфиденциальную информацию незаконно;
- не крадите информацию и не получайте ее посредством умышленного обмана;
- не допускайте и не используйте подкуп, подарки и развлечения, которые могут рассматриваться как обязательства;
- не используйте влияние IВМ для запугивания или угроз.
В последнее время отношения между руководителями организаций и персоналом стараются строить на принципах социального партнерства. Данная структура взаимоотношений направлена на обеспечение согласования их интересов. Ее основы закреплены в Трудовом кодексе РФ. Профсоюзы как представители работников стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства.
Социальное партнерство в организациях характерно для многих стран. Например, управление в японских фирмах осуществляется по принципу: «все мы — одна семья». И это не только красивые слова. За ними стоит весьма четкая организационная система, заставляющая каждого рабочего и инженера думать об интересах фирмы как о собственных. При ухудшении финансового положения компании делают все возможное, чтобы сохранить персонал, не допустить увольнений. Если фирма терпит убытки, то понижение заработной платы начинается с верха административной лестницы. Уважение человека, его личности вызывает у каждого чувство доверия и желания показать свои способности на полную катушку.
Очень важный момент — соотношение прибыльности компании и справедливой оценки труда персонала. Социально ориентированные работодатели ищут золотую середину исходя их конкретных условий организации. При этом они учитывают, что, с одной стороны, рост эффективности обеспечивает условия для большей справедливости социально-трудовых отношений, с другой — удовлетворение потребности в справедливости стимулирует рост эффективности. Здесь важна общая социально-психологическая атмосфера, основанная на взаимном доброжелательстве.
Доверять при поступлении на работу тем, кто вас приглашает, следует крайне осторожно. Прислушаемся к авторитетному мнению. Недавно известный автор детективных романов Александра Маринина на вопрос корреспондента «Российской газеты»: «Какие ошибки вы совершали?» — ответила: «Главную ошибку я совершала еще совсем молодой, лет до 35. Я наивно полагала, что человек, с которым я не знакома и которому я не сделала ничего плохого, должен относиться ко мне хорошо. Из?за этого у меня было много проколов в служебных отношениях. К сожалению, в современной цивилизации в большинстве случаев люди изначально относятся друг к другу плохо».
Вывод из этого напрашивается сам собой. Нужно тщательно выбирать место службы в таких организациях, где человеку будет спокойно и комфортно трудиться, и не доверяться первому встречному, случайно попавшему на глаза объявлению с приглашением на работу. Здесь вполне подойдет правило: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Конечно, это трудно. А кому сегодня легко?