Корпоративный стиль или самодурство?
Работа
для Вас, 30-01-2006
Помните присказку советских времен: где
бы ни работать, лишь бы не работать? И сегодня для многих соискателей главным
критерием при выборе вакансии является размер зарплаты. За хорошие деньги можно
приспособиться к любым требованиям руководства! Но есть большая категория
кандидатов, для которых более важна атмосфера в коллективе..
Как известно, Бог наказывает нас дважды:
когда не исполняет нашу мечту и когда ее исполняет, причем во второй раз
наиболее жестоко. Я всегда мечтала устроиться в западную компанию. Будет у меня
высокая зарплата, социальный пакет и голливудская улыбка. И однажды я решила:
надоело! Надоело смотреть на такие вакансии в газете и облизываться. Вот прямо
завтра пойду - и устроюсь!
Умерить амбиции
"Завтра" не получилось, я вышла
на новую работу примерно через месяц. Сначала пришлось умерить амбиции. В
маленькой российской компании я занимала должность менеджера, самостоятельно
вела проекты. В крупной западной фирме меня брали только секретарем на ресепшн,
одной из шести девушек в смене. Обязанности: принять звонок клиента, переключить
на менеджера, записать клиента на прием, встретить в вестибюле, проводить к
менеджеру и т. д... В общем, девочка для битья.
Правда, в отделе кадров
меня заверили, что из секретарей девушки часто переходят в менеджеры, главное -
хорошо себя зарекомендовать. И вписаться в корпоративный стиль. Что это такое, я
поняла чуть позже. Впрочем, обо всем по порядку.
Зарплата
Сначала показалась приличной для
секретаря - $900. Однако позже выяснилось, что треть зарплаты составляет премия,
и начальство очень любит лишать ее за различного рода прегрешения (об этом
далее).
Еще один неприятный сюрприз: одежду надо менять каждый день. Мол,
иначе неприлично, коллеги могут подумать, что вы ночевали не дома. Спрашивается:
а какое ваше собачье дело, где я ночую? Разве это имеет отношение к моим
профессиональным обязанностям, а? (О том, что все друг за другом шпионят, и это
культивируется руководством - ниже). Ладно, буду менять гардероб каждый день. Но
носить надо офисные костюмы, и покупать их следует отнюдь не на вещевом рынке. В
результате ползарплаты уходит на пару блузок и пиджак из фирменного бутика. На
жизнь остается пшик.
Соцпакет
В объявлении о вакансии обещали:
соблюдение ТК, оплачиваемые обеды, кредит на образование, ссуда на жилье. На
деле все оказалось намного прозаичней. "Соблюдение ТК" - это всего лишь
оформление по трудовой книжке и 50%-ная оплата "больничных" (кого этим сегодня
удивишь?). "Оплачиваемые обеды" - бурда в ближайшей столовой за половинную
стоимость. Беспроцентный кредит на второе высшее образование дают только
любимчикам начальства. Ну, а ссуда на жилье предоставляется лишь топам.
Получается, что для рядового работника никакого соцпакета нет.
Дисциплина
Рабочий день длится с 9 до 19, то
есть десять часов (привет Трудовому кодексу!). Минута опоздания - доллар штрафа.
Все приходы и уходы регистрируются именными магнитными карточками и данные
направляются прямиком в бухгалтерию.
За более существенные проступки
предусмотрено лишение премии. К ним относятся: поглощение еды на рабочем месте,
чаепитие, отказ выполнять распоряжение руководства, неопрятный внешний вид и т.
п... Одну девушку оштрафовали за то, что она жевала жвачку при клиенте. Меня
лично лишили премии - цитирую приказ - "за слишком громкий смех на рабочем
месте". Это у меня с утра было хорошее настроение. После приказа начальства оно
перестало быть таковым.
Карьера
Я надеялась, что просижу в
секретарях недолго, потом перейду в менеджеры. Оказалось, что стать менеджером
не так-то просто - необходимо сдать тесты. В тестах есть как общая часть
(например, знание английского языка), так и конкретные вопросы, имеющие
отношение к работе менеджера. Но как я могу на них ответить, если сама ни разу
не подписывала договор с клиентом на фирме?
Помимо повышения, есть другой
способ стать менеджером: уволиться из секретарей, а потом в общем конкурсе
претендовать на вакансию. Возможно, начальство тебя вспомнит и предпочтет другим
соискателям - а если нет?
Корпоративный дух
Три раза в неделю на фирме
проводится так называемый "коммуникативный тренинг". Господи, вот уж идиотизм
чистейшей воды! Все сотрудники садятся в круг, как в обществе анонимных
алкоголиков. Тренер, молодая самоуверенная девица, в течение часа несет какую-то
чушь. Периодически она делает паузу, и тогда каждый по очереди должен выразить
свое мнение: как много дал ему этот тренинг, как он счастлив работать здесь, как
он приложит все силы, чтобы компания еще больше процветала!
По-моему,
единственная цель этого тренинга - дать понять сотрудникам, что они - пустое
место, разменная монета, пушечное мясо, которым руководство при необходимости
пожертвует. По крайней мере, лично у меня после тренинга всегда оставалось такое
ощущение.
Отношения
Дружба в компании нежелательна и
даже опасна. Все, что вы скажете, с удовольствием будет использовано против вас.
Поэтому все держат свои мысли при себе, а на любой вопрос готова американская
улыбка в 32 зуба и фраза: "Все ОК!" У одной сотрудницы умерла мама, а коллеги
узнали об этом где-то через полгода, и то случайно. Это -
нормально?!
Руководство всячески поощряет стукачество и крысиную возню за
место под солнцем. Например, подбросили секретарям информацию, что одну из нас,
в виде исключения, без всяких тестов переведут в менеджеры. Что тут началось!
Вместо того, чтобы показать свои достоинства, все стремились утопить коллег. Не
шпионили друг за другом разве что в туалете. Я в этом не участвовала, и психолог
вынесла мне приговор: "нет мотивации на достижения". Кстати, никого так и не
повысили.
Из компании я ушла, вытерпев там полгода. Хотела унести ноги
уже через месяц, но благоразумно не стала портить трудовую книжку. Теперь нашла
работу (снова через вашу газету) в маленькой российской фирме. Зарплата меньше,
добираться до офиса дольше, но я счастлива.
Историю комментирует психолог Эмилия
ЯХОНТОВА:
Корпоративный стиль или самодурство?
Помните присказку советских времен:
где бы ни работать, лишь бы не работать? И сегодня для многих соискателей
главным критерием при выборе вакансии является размер зарплаты. За хорошие
деньги можно приспособиться к любым требованиям руководства!
Но есть
большая категория кандидатов, для которых более важна атмосфера в коллективе.
Ирина, по всей видимости, принадлежит к их числу. Поэтому девушке следует
особенно тщательно подойти к выбору вакансии.
Узнать заранее
Многие реалии на фирме стали
открытием для Ирины. А между тем о них можно было узнать еще на
собеседовании!
Поэтому совет: на интервью не забудьте спросить об
особенностях корпоративной дисциплины и культуры компании. Также многое можно
узнать на сайте фирмы. Как правило, крупные западные организации довольно четко
определяют свою миссию и основные правила работы персонала. Если корпоративная
культура является для вас принципиальным вопросом, то лучше выяснить все до
подписания трудового договора.
Все в твоих руках
Что делать, если во время
испытательного срока вы поняли, что для вас невыносимы "правила игры"? Есть два
выхода - уйти или остаться.
Уйти легко, достаточно написать заявление в
отделе кадров. Но подумайте о последствиях. Работодатели настороженно относятся
к соискателям, которые не продержались на предыдущем месте работы хотя бы
полгода. Это не только заставляет сомневаться в профессионализме кандидата, но
также наводит на мысль о его ненадежности.
Поэтому, как бы тяжело ни
было, в большинстве случае лучше подождать с увольнением. Тем более, что
утешением вам послужит высокая зарплата. Что же касается "морального гнета", то
его можно уменьшить. Ведь все в жизни зависит от нашего субъективного
отношения.
Вот лишь один способ - игра "в разведчика". Скажите себе: "Это
такая игра. Я стану самым дисциплинированным, никогда не буду опаздывать, я буду
примером для остальных". Представьте себе идеального работника данной
корпорации: как он одевается, говорит, действует. Так получилось, что вы с ним
внешне похожи, как две капли воды. А потом вообразите, что вы - разведчик, и вам
необходимо заменить вашего двойника на полгода, и чтобы работодатель ни о чем не
догадался. Вы еще втянетесь в работу, уверяю вас!
Идите с миром!
Бывает, что никакое самовнушение
не помогает. Если одно упоминание о работе вызывает у вас рвотный рефлекс, если
никаких денег не надо - тогда ищите другое место. Рынок труда в Москве
разнообразен, практически по любой специальности есть большой выбор вакансий.
Для человека, знакомого с технологией трудоустройства, не составит проблем найти
работу.
Совет увольняющимся: постарайтесь уйти с миром. Не ссорьтесь с
начальством, не говорите коллегам всю правду-матку, оставьте о себе хорошее
впечатление. Возьмите у руководства рекомендации, они вам пригодятся при поиске
работы. Профессиональный мир уже, чем нам кажется, не исключено, что ваши пути с
этой компанией еще пересекутся.
|