Как не стать жертвой аферистов при поиске работы
Осень — горячий сезон на рынке труда. По статистике именно осенью заключается наибольшее количество контрактов, в городах чуть ли ни каждую неделю проходят ярмарки вакансий. Газеты по трудоустройству временно «толстеют», а в приемных агентств выстраиваются очереди. И, как следствие, растет число тех, кто становится жертвами махинаторов, умудряющихся извлекать выгоду даже из безработицы.
Компанию «Фортуна Тур», обитающую в недрах самого большого на ВВЦ, 70-го павильона, найти нелегко: над входом в угловой сектор под крышей нет даже вывески. Зато зал полон народа. Небогато одетые граждане сосредоточенно заполняют анкеты, стараясь понравиться «менеджерам». Соискатели проникают в «Фортуну» единственно возможным способом. Наткнувшись на объявление примерно такого содержания: «Требуется менеджер по туризму, образование и возраст значения не имеют, зарплата от 600 до 1000 долларов, гибкий график», следует позвонить по телефону и услышать явку и пароль. Явка — описанный выше «офис», пароль — фамилия «менеджера». Корреспондент «Известий», отправившийся в «Фортуну» по наводке пострадавшего читателя, до анкет и «менеджеров» допущен не был, и ему ничего не оставалось, кроме как ловить на выходе очевидцев.
Любовь Сергеевна захотела поработать в туризме, так как устала жить на зарплату экономиста бюджетного учреждения.
— Ну, сначала, конечно, лекции будут, — просветила меня соискательница, — а как же иначе — опыта-то нет. Ни в чем я не сомневаюсь! Подумаешь, какие деньги — 400 рублей.
Пришлось заняться предсказаниями ближайшего будущего Любови Сергеевны. На лекциях ей и еще десяткам таких же безопытных (фирма — резиновая!) заморочат голову профессиональными терминами типа «ваучер», «стоп-лист», «чартер», «спейс» и т.п. А затем предложат купить недорогую путевочку долларов за пятьсот в качестве доказательства серьезности намерений.
На этом этапе отпадают неплатежеспособные (с паршивой овцы хоть 400 рублей!). И те, кто под маской трудоустройства разглядел очередной способ «впаривания» таймшеров (право недельной ночевки в отеле апартаментного типа, то есть без еды). Доверчивые приобретут бесполезные сертификаты на отдых — денег на перелет и питание все равно нет. А циничные вольются в семью «менеджеров» и начнут «трудоустраивать» следующую партию «лохов».
Описывать все способы псевдо-трудоустройства (в турфирмы, торговые компании, «консультационно-аналитические центры» — вывеска значения не имеет) — дело неблагодарное: методики плодятся, как мухи-дрозофилы. Но противоядие есть. И забудьте про лицензии и любые другие бумажки — этого добра у мошенников предостаточно. Оснастка офиса и признаки добропорядочности во внешности персонала не только ничего не гарантируют, но даже умышленно вводят в заблуждение. А проницательный соискатель отсеивает аферистов еще на заочной стадии.
— Вменяемый работодатель, — разъяснила опытный кадровик Антонина Лебедева, — довольно четко представляет себе, кто ему нужен. Чем выше зарплата, чем престижнее работа, тем жестче составитель объявления позиционирует желаемого сотрудника. Отсюда происходят требования по полу, возрасту, образованию (вплоть до факультета), месту жительства, внешним и семейным характеристикам. И без всякого жизненного опыта ясно, что на объявление о 600 долларах без всяких условий сбегутся толпы. Ни одно нормальное учреждение такого не выдержит. Конечно, можно сымитировать требования. Например, «москвичи и жители Подмосковья до 50 лет с высшим образованием» — но таких сотни тысяч.
Итак, первый признак «честного» объявления (а затем — честного собеседования) — это наличие требований к соискателю. Но он не абсолютен — есть же непрестижные, но вполне реальные вакансии, на которые возьмут всякого. Поэтому задачу надо решать комплексно. Существуют и другие приметы возможного жульничества. Из объявления и телефонного разговора ничего нельзя понять о сфере деятельности фирмы. Вакантная должность носит маловразумительное название — администратор, консультант, менеджер. Фраза «подробности на личном собеседовании» — сигнал тревоги.
Если есть какие-то сомнения, задайте вопрос о платном обучении, даже если в объявлении об этом ни слова. Утвердительный ответ должен только укрепить ваши сомнения. Исключение составляют риелторский и страховой бизнес. Но большинство этих компаний обучают соискателей бесплатно, а в объявлениях предлагают именно обучение.
Наконец, отследив все метки и не обнаружив ничего подозрительного, вы отправляетесь на собеседование. И попадаете в зал, битком набитый народом. И только здесь слышите и про обучение, и про работу «администратором». А главное — про наивернейшую возможность легко обогатиться. Видите нарочито респектабельных хозяев, стадный ажиотаж, охватывающий ваших собратьев. Вот это самый верный признак надвигающегося обмана. Не поддавайтесь.