Энциклопедия
по трудоустройству

Летнее изобилие горячих вакансий

Специалисты давно опровергли устойчивое мнение большинства о том, что летом рынок труда уходит в «отпуск». В жаркий сезон он активен не меньше (а, может, даже и больше), чем в любое другое время года.

В последнее время этот рынок формируют не только и не столько традиционные летние подработки студентов и сезонников в стройотрядах, заведениях общепита, сфере развлечений и туризма (обычно туда работников набирают уже с середины весны), сколько вакансии солидных организаций, настроенных на долгосрочное сотрудничество с серьезными соискателями.

Летние традиции и амбиции

Трудовая активность студентов по−прежнему остается одной из основных особенностей летнего рекрутинга. Причем организации охотно набирают слушателей вузов с прицелом на длительное сотрудничество. Сайты по трудоустройству пестрят такими объявлениями: «Агентство недвижимости приглашает на работу в отдел аренды сотрудников без опыта работы. Рассматриваем студентов, в том числе на летний период», «Срочно требуются молодые, талантливые специалисты в информационный холдинг, можно без опыта работы, на летний период. Для студентов предусмотрен гибкий график, совместимый с обучением в вузе».

Некоторые организации, особенно из сферы услуг (банки, коммуникационные компании и т.п.) специально выжидают этот период, чтобы закрыть имеющиеся вакансии с помощь молодых специалистов. Многие выпускники вузов после сдачи госэкзаменов предпочитают отдохнуть месяц−другой перед устройством на свою первую серьезную работу. Однако их более сообразительные товарищи начинают поиск работы если не до, то сразу после экзаменов, пока мало конкурентов и не перегруженные работой сотрудники компаний имеют возможность тратить время на адаптацию молодых специалистов.

На первый взгляд складывается впечатление, что летний рынок труда заполонен студентами и выпускниками, а высококвалифицированные специалисты предпочитают заниматься поисками работы в более холодный период. Но это далеко не так. Летом, когда деловая активность сотрудников падает, у них появляется время для изучения рынка труда и сравнения условий «здесь» и «там». Некоторые специально дожидаются отпускного сезона, чтобы совместить приятное с полезным — отдохнуть и в спокойной обстановке заняться поиском более «теплого» местечка. Не случайно именно после отпусков многие переходят на новое место работы.

Что имеете предложить?

Количество и разнообразие открывающихся в летний период вакансий ничуть не беднее, чем в любое другое время года. Многие компании из отраслей производства и промышленности активизируются именно в жаркий сезон. Во время отпусков люди вспоминают о строительстве и ремонте своих домов, о необходимости посещения медицинских клиник, покупке садовой техники, летней одежды, темных очков и других необходимых мелочей, не говоря о потребляемых в огромных количествах воде и еде. Так, фирмы по производству и установке окон ПВХ имеют в жаркий сезон львиную долю прибыли. Повышается спрос на торговых менеджеров, агентов всех направлений.

Фирмы−поставщики «летних» товаров и услуг открывают в пиковый сезон множество вакансий — начиная от разнорабочих и продавцов и заканчивая менеджерами, которые должны весь этот летний ажиотаж возглавлять и направлять.

В пиковые периоды объемы производства и продаж некоторых компаний увеличиваются чуть ли не вдвое, поэтому им приходится набирать дополнительно хотя бы 25−30% временных работников от общей численности сотрудников (турфирмы иногда увеличивают свой штат в несколько раз).

Рекрутинговым компаниям приходится искать работников не только для других, но и для себя, часто встречаются подобные объявления: «Консалтинговая компания, специализирующаяся на прямом поиске сотрудников высшего и среднего звена (executive search, headhunting) приглашает студентов и всех желающих на работу на летний период».

Торговля и производство «тянут» за собой почти все функциональные подразделения, на которые также ложится дополнительная нагрузка: логистика, IT−служба, юридический и кадровый отделы и т.д. Не редкость такие объявления: «Требуется помощник менеджера по работе с персоналом. Возможно трудоустройство на летний период. Возраст 18−47 лет, предусмотрена подготовка за счет компании».

Кроме того, в прогрессивных компаниях предпочитают замену ушедших в отпуск сотрудников временными кадрами, а не распределение их обязанностей между оставшимися «героями». Конечно, «временщики» не способны заменить верхний и даже средний управленческий эшелоны фирмы, а вот спрос на офис−менеджеров, секретарей, системных администраторов, помощников бухгалтеров летом заметно возрастает.

Также не стоит забывать о том, что лето — традиционный период для завершения многих проектов, и даже редкие специалисты сталкиваются с необходимостью поиска нового места. Руководители компаний получают возможность вздохнуть свободно и заняться планированием новых проектов, под которые требуется набор «свежих» проектных команд — чтобы к началу сентября они ударными темпами начали воплощать в жизнь менеджерские задумки.

Плюсы и минусы «жаркого» трудоустройства

Специалисты по подбору персонала считают лето одним из наиболее благоприятных периодов для трудоустройства. Хотя бы потому, что в это время количество претендентов на вакансию гораздо меньше, чем в другие сезоны. Можно также получить часть полномочий ушедшего в отпуск сотрудника и сразу проявить инициативу на новом месте.

Правда, когда сотрудник вновь приступит к своим обязанностям, это может оказаться болезненным для «новичка». Кроме того, летом во многих фирмах проводятся корпоративные мероприятия (например, день рождения фирмы или спортивный праздник), которые сильно сближают новичков с коллегами. Так что к осени они уже становятся полноправными членами коллектива. Если соискателю повезет, на новом рабочем месте ему могут предложить сначала отгулять отпуск (недельку−другую) и только потом приступить к выполнению обязанностей — сегодня эта практика довольно распространена.

Один из минусов летнего трудоустройства (помимо недополученного отдыха) — долгое принятие решения о приеме на работу из−за отсутствия то одного, то другого руководителя компании. Поэтому кандидат дольше обычного находится в «подвешенном» состоянии или вынужден вести одновременный поиск в разных направлениях и посещать (в жару!) сразу несколько собеседований.

Встречаются небольшие фирмы, которые в это время года пытаются с выгодой для себя закрыть образовавшиеся сезонные вакансии благодаря такому «трюку»: нанимают на работу квалифицированных сотрудников с испытательным сроком (и окладом на треть ниже обычного), истекающим как раз к сентябрю−октябрю. А потом сообщают специалисту о том, что он не подходит. Поэтому надо быть особенно внимательным с работодателями в этот период.

Кстати, чаще на такую удочку попадаются те, кто самостоятельно трудоустраивается на работу — через интернет−сайт или общаясь напрямую с работодателем. Серьезные компании все чаще обращаются за срочной помощью в подборе персонала в агентства по подбору персонала. Поэтому не стоит пренебрегать услугами рекрутеров, пусть даже вы просто устраиваетесь на временную работу. Кстати, в последнем случае будьте готовы к тому, что помимо профессиональных качеств будет тщательно проверяться ваша благонадежность — ведь за время работы вы, возможно, получите о компании конфиденциальную информацию.

Напоследок хочется пожелать всем, кто еще колеблется между желанием расслабиться и возможностью проявить себя в новом деле и заработать, — постарайтесь выбрать такое решение, которое поможет вам достичь успехов и оказаться на высоте в более длительные и менее жаркие сезоны.